Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Широковская школа" Симферопольского района Республики Крым


запомнить

 

Страничка психолога

Давайте проверим!
Готов ли мой ребенок к школе?

(Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл)

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать пазлы)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать (по слогам или, что еще лучше, целыми словами)?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (рисует, не заходя за пределы, чертит по линиям, пишет или рисует в клеточках по заданию не выходя за пределы и т.д.)
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, лепить и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.

15-18 баллов – Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко им преодолимы.
10-14 баллов – Благодаря вам ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам над чем ещё надо поработать. При подборе заданий и упражнений обратите внимание на слабые места своего ребенка.
9 и меньше — Результаты могли вас разочаровать. Но ребенок не рождается первоклассником,  готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Посетите консультацию у школьного или независимого психолога и логопеда, которые помогут вам найти оптимальный путь развития вашего ребёнка. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» за один день не слишком эффективен.

Удачи в школьной жизни!

 

 

Психологическая служба

 

Взаимодействие с агрессивными детьми.

Рекомендации родителям

 

 

     Агрессия – это мотивированное агрессивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, действия, направленные на причинение вреда.

     Для нормального развития здоровой личности агрессивность нужна, но в пределах нормы. Дети, у которых этот весомый показатель снижен, растут пассивными, несамостоятельными, зависимыми, слишком покорными, поэтому могут легко попадать под влияние, стать исполнителями чужой воли, лёгкой добычей сильных и властных людей.

     Нежелательной является не сама по себе агрессивность, а неприемлемые формы её проявления: привычка кричать, обижать, драться. Поэтому главное  задание практики – развитие позитивных сторон агрессивности и предотвращение негативных.

     Психологи предостерегают родителей: не перекладывайте воспитание своих детей на телевизор или компьютер. Последствия их агрессивного влияния на неокрепшую психику могут быть непредвиденными. Культ агрессии приводит к тому, что ребёнок заряжается ею. Агрессивное поведение воспринимается, как норма и единственный выход из разных ситуаций. Просмотр телевизионного насилия делает детей «толстокожими» и они спокойно относятся к насилию.

     К сожалению, первые уроки насилия дети усваивают ещё в семьях, где родители демонстрируют им именно агрессивные способы решения жизненных проблем. Согласно статистике, 99% преступников- рецидивистов в детстве были жестоко избиты. Порождая агрессию, мы,  не минуя готовим себе удар в ответ.

     Очень часто агрессия детей – это знак отчаяния, приобретённый в семьях стиль поведения. Их приучили на все неприятные, травматичные ситуации реагировать только так: криком, дракой. Родители должны научиться реагировать на поступки детей не импульсивно и раздражительно, а взвешенно, рассудительно, чтобы стать для них образцом адаптивного адекватного поведения. Жестокое отношение к людям – это крайняя степень неоправданной перестановки ролей, когда родители пытаются решать собственные эмоциональные проблемы за счёт детей, «срываются» на них.

     Поэтому основное задание родителей – смена неадекватных, аффективных стереотипов взаимодействия с ребёнком: прежде всего, следует научиться понимать его эмоциональные проявления и адекватно реагировать на них.

Когда ваши собственные эмоциональные ресурсы на исходе, необходимо:

1. Взять тайм-аут в конфликте с ребёнком, отложить все общие дела, пытаться не трогать его в минуты раздражения.

2. Сообщить о своём состоянии ребёнку: «Эта ситуация раздражает меня. Мне нужно успокоиться, а сейчас меня лучше не трогать».

3. Попытаться как можно быстрее восстановить собственные силы (тёплая ванна, приятная музыка, чтение мудрых высказываний и т.д.)

4. И уже только после этого, взяв себя в руки, попытайтесь разобраться в ситуации.

     Иначе срабатывает «механизм эмоционального заражения» - не самый лучший помощник в конструктивном решении проблем.

     Как мы, взрослые, обычно реагируем на эмоциональные всплески ребёнка? «Что ты себе позволяешь?! Как ты посмел?!».

     Правильнее будет вместо того, чтобы сразу утихомирить ребёнка, немного подождать: 1 минуту на каждый год его жизни (с десятилетним – 10 минут, с пятнадцатилетним – 15):

  • Оставить ребёнка в комнате одного;
  • Дать шанс пережить бурные эмоции;
  • Освободиться от них.

10 основных правил взаимодействия с агрессивными детьми:

1. Быть внимательным к потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях. Наказывайте за конкретные поступки.

4. Наказание не должно унижать ребёнка.

5. Учите адекватным способам выражения гнева.

6. Дайте ребёнку шанс проявить гнев сразу после неприятного события.

7. Отрабатывайте навыки реагирования в конфликтных ситуациях.

8. Развивайте способность к эмпатии (сопереживанию).

9.Росширяйте поведенческий репертуар ребёнка.

10. Учите брать ответственность на себя.

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности у ребёнка – выражать к нему любовь.

 

    

Психологическая служба

 

Тема: Детство без насилия

          Существование насилия в обществе – это по большому счёту следствие так называемого «традиционного воспитания», когда агрессивное поведение рассматривается как единственный способ решения проблем.

         В «традиционном воспитании» социализация мальчиков направлена не так на защиту, как на проявление агрессии по отношению к другим в критических ситуациях. Девочек учат в аналогичных случаях терпеть и приспосабливаться.

         Однако, следует помнить: согласно документам, утверждённым ООН и которые ратифицированы в нашей стране, ни один человек, который находится дома или вне дома, не должен подвергаться избиениям, угрозам, унижениям и другим способам влияния, которые приводят к эмоциональным или физическим нарушениям. Аналогичные положения содержат Конституция Украины и Криминальный  кодекс. В то же время среди юристов и психологов распространено убеждение в том, что жертва насилия сознательно или подсознательно желает насильственных действий, провоцирует их и получает от них удовольствие.

         Кроме того, теория виктимности, которой по сей день руководствуются правоохранительные органы, накладывает именно на жертву преступления ответственность за то, что ей было причинено. В рамках этой теории действует положение о том, что насилие «притягивают» к себе определённый тип людей. Эту теорию используют во время анализа преступлений, связанных с так называемым домашним насилием.

         Мозговой штурм «Что такое домашнее насилие?»

         Домашнее насилие – это определённые сознательные действия одного члена семьи по отношению к другому, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи, как гражданина и причиняют вред его физическому, психическому или моральному здоровью, а так же развитию.

Формы домашнего насилия

         Под домашним насилием мы понимаем одиночное или повторяющееся действие одного из членов семьи (мужа или жены, отца или матери, сына или дочери, других родственников, друга или подруги), направленное на сохранение власти и контроля над близким человеком.

         Учитывая такое определение, понятно, что существуют разные формы насилия.

         Формы насилия:

  1. Физическое насилие : избиения, пощёчины, резкие или неожиданные удары по разным частям тела, нежеланные прикосновения;
  2. Эмоциональное и словесное насилие: изолирование от членов семьи и друзей, угрозы, использование слов, унижающих достоинство;
  3. Психологическое насилие: обвинение в сумасшествии, искусственное создание ситуаций, когда один из членов семьи чувствует себя психически неполноценным (например, забирают ключи с обычного места, а потом обвиняют одного из членов семьи в том, что он не способен запомнить, куда кладёт свои вещи);
  4. Экономическое насилие: зависимому члену семьи выдают ограниченную сумму денег ( к тому же он должен отчитаться о своих тратах), его лишают права голоса в случае потери денег, заставляют делать то, что его не устраивает, запрещают делать то, что он хочет.

Чаще всего приходится сталкиваться с проявлением и последствиями физического насилия. Это происходит потому, что другие виды насилия сложнее идентифицировать не только жертвам, но и специалистам, в то время как видимые последствия физического насилия (синяки и другие следы побоев) заставляют окружающих интересоваться событиями, происходящими в семье.

Признаки возможного насилия, поведение жертвы:

  • Замкнутость, отчуждённость;
  • Нежелание общаться, говорить о себе, своих проблемах;
  • Следы побоев, частые травмы;
  • Потеря привычных интересов, хобби;
  • Постоянная напряжённость в процессе общения.

Работа с жертвами насилия предусматривает наличие у специалиста, определённых умений и навыков.

Дискуссия.

Психолог зачитывает утверждения, родители должны согласиться или нет.

  1. Физическое наказание – необходимое условие воспитания ребёнка.
  2. Дети принадлежат родителям.
  3. Родители, которые любят своих детей, не могут причинить им боли.
  4. Психологическое наказание причиняет больше вреда ребёнку, чем физическое.

Вывод: именно в семье должны закладываться основы ненасильственного воспитания.

Упражнение: «Закончи предложение»

  1. Добрые дети - венец, а злые – (конец);
  2. Самый большой клад – это в семье (лад);
  3. Сын мой, а ум у него (свой).

Притча о наказании

Однажды, молодой маме показалось, что сын заслуживает того, чтобы его хорошенько отшлёпали. Она приказала ему пойти и самому сорвать прут, которым будет его наказывать. Мальчик пошёл и долго не возвращался. Наконец, он вернулся весь в слезах и сказал «Прут я не нашёл, но вот тебе камень, который ты можешь кинуть в меня»

Ребёнок размышлял так: «Мама хочет сделать мне больно, для этого и камень подойдёт»

Молодая мама положила этот камень на полочку, где он и остался лежать, как вечное напоминание про обещание… Никакого насилия!

Неплохо было бы и нам всем положить на полочку камень как напоминание детям и себе – проблемы можно решить без насилия!

 

 

Адаптация  пятиклассников

Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна, но трудно решаема. Она становится все более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно – психических заболеваний и функциональных расстройств.

АДАПТАЦИЯ - это  динамический процесс приспосабливания человека к изменяемым условиям школьного окружения.

ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ – одна из первых ступенек на пути к успешному обучению, и не только. И недооценивать ее так же, как и закладку фундамента дома, было бы опрометчиво. Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:

 

Слова поддержки:

  •  Зная тебя, я уверен, что ты все сделал  хорошо.
  •  У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  •  Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.
  •  Ты делаешь это очень хорошо.

Слова разочарования:

  •  Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  •  Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  •  Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

 

 Памятка для преодоления детских проблем.

                         Детская агрессия
  

      Агрессия – это энергия преодоления, борьбы, отстаивания своих прав и интересов. Эта сила необходима ребенку для того, чтобы достигнуть своей цели, противостоять препятствиям. Нежелательной является не сама по себе агрессия, а неприемлемые формы ее проявления: привычка кричать, обижать, драться. Поэтому заданием для воспитания ребенка является не устранение агрессии, а обучение ребенка адекватно проявлять свои негативные чувства: гнев, обиду, возмущение, неприятие. Именно потому, что ребенок не умеет осознать и высказать протестные чувства относительно значимого человека (родителя или учителя), у него может возникать «беспредметная агрессия» - распространенное явление, распространение чувства злости на более слабые и безопасные объекты – на детей, животных, предметы. Причиной повышения раздражительности также могут быть физические или психологические проблемы ребенка, которые утомляют его, обессиливают, повышают возбудимость и импульсивность. Чем могут помочь родители:
Не ругайте ребенка за то, что он посмел сердиться на вас. Наоборот, отнеситесь к его обиде с пониманием и уважением: помогите ему осознать и сформулировать свои претензии к вам.
Только тогда, когда эмоции утихнут, расскажите ребенку о том, как вы переживали, когда он проявлял свой гнев. Найдите вместе с ним удачную форму высказывания претензий.
Понаблюдайте за собой. Очень часто мы сами заглушаем свое раздраджение, терпим его до тех пор, пока оно не взорвется, как вулкан, которым уже нельзя управлять. Намного легче и полезнее своевременно заметить свое неудовольствие и проявить его так, чтобы не унизить ребенка, не обвинить, а просто проявить свое недовольство.
Учите ребенка понимать себя и других. Если ребенок научится осознавать свои чувства и чувства других, он сможет сознательно выбирать мирные формы борьбы и защиты.
Чем может помочь психолог:
Определить основные причины агрессивного поведения ребенка.
Разработать такие игры, в которых ребенок сможет не просто выявить свой гнев, а экспериментировать с формами его проявления.
Помочь ребенку с помощью игры научиться понимать свои и чужие негативные переживания.
Вместе с родителями найти возможность оптимизации воспитательного влияния на ребенка в семье.